Программа вступительного испытания
профессиональной направленности
по специальности среднего профессионального образования
40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
1. Общие положения
Программа вступительного испытания предназначена для поступающих в АНПОО «Сургутский институт экономики, управления и права» по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность».
Вступительное испытание является процедурой конкурсного отбора и условием приёма на обучение по образовательным программам СПО. Содержание программы профессионального испытания включает два основных этапа:
- Первый этап вступительного испытания — «Русский язык и Обществознание» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
- Второй этап вступительного испытания — по общей физической подготовке проводится в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Правилами приема в АНПОО «Сургутский институт экономики, управления и права»
Программа вступительного испытания разработана на основе: федерального государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность», утвержденного приказом № 509 от 12 мая 2014 г. Министерством образования и науки Российской Федерации.
Целью проведения вступительного испытания является определение практической подготовленности абитуриента к выполнению профессиональных задач, соответствующих его квалификации.
2. Содержание программы
Первый этап вступительного испытания по Русскому языку и Обществознанию проводится в форме тестирования. К каждому заданию предложены до пяти вариантов ответа, из которых только один верный.
Количество тестовых заданий в одном варианте должно составлять не менее двадцати по двум основным блокам — обществознание и русский язык. Общая продолжительность вступительного испытания зависит от количества тестовых заданий и составляет 3-5 минут на одно задание. Длительность выполнения теста 30 минут.
Результаты вступительного испытания для поступления на программу 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» оцениваются по 100-бальной шкале. Абитуриенты, набравшие на данном этапе вступительного испытания менее 50 баллов, не проходят на второй этап вступительных испытаний.
Второй этап вступительного испытания по общей физической подготовленности включает в себя выполнение нормативных требований основных разделов школьной программы по физической культуре.
Результаты вступительного испытания оцениваются по зачетной системе, с учетом требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Абитуриент, набравший в ходе вступительного испытания менее 110 баллов (юноши) и 90 баллов (девушки), получает оценку «не зачтено» и в конкурсе не участвует.
Программу вступительного испытания составляют контрольные упражнения, позволяющие определить уровень физической подготовленности и развития двигательных качеств поступающего.
Оба этапа вступительного испытания проводятся в один день.
2.1. Характеристика тестовых заданий
БЛОК 1. Обществознание
Тема: Человек и общество
Примерное задание:
Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
1) искусство, наука
2) производство, распределение
3) выборы, референдум
4) группа, этнос
Тема: Сфера духовной культуры
Примерное задание:
Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом.
1) мировоззрение
2) искусство
3) наука
4) мораль
Тема: Социальная сфера
Примерное задание:
Какая из названных социальных групп выделена по профессиональному признаку?
1) военнослужащие
2) молодежь
3) консерваторы
4) москвичи
Тема: Сфера политики и социального управления
Примерное задание:
Признаком любого государства является
1) многопартийность
2) разделение властей
3) суверенитет
4) парламентаризм
Тема: Право
Примерное задание:
Гражданин Н., управляя автомобилем, был остановлен сотрудником ГИБДД за превышение скорости. Нормы какого права определяют ответственность гражданина Н. в данной ситуации?
1) уголовного
2) административного
3) гражданского
4) трудового
БЛОК 2. Русский язык
Тема: Орфография
Найдите «лишний» вариант
А) Откл…ниться от темы
Б) Низкий покл…н
В) Привык кл…няться
Г) Успел накл…ниться
Д) Вежливо покл…ниться
Тема: Суффиксы
В основе каких слов пишется одна буква Н?
А) Стекля…ый, негада…ый, испуга…ый, чугу…ый
Б) Тигри…ый, песча…ый, построе..., непуга…ый
В) Моното…ый, бесчисле…ый, слома…ый, нечая…ый
Г) Нежда…ый, редакцио…ый, клюкве…ый, каме…ый
Д) Вибрацио…ый, недюжи…ый, ши…ый, записа…ый
Тема: Приставки
Определите значение приставки при- в словах:
приехать, прибрести, приплестись
А) Пространственной близости, смежности
Б) Прибавления
В) Присоединения
Г) Приближения
Д) Неполной, слабой меры действия
Тема: Орфография
В каких словах после шипящих и Ц пишется буква О?
А) Ш…голь, деш…вка, береж…т, ч…лн
Б) Ж…сткий, ранц…в, беч…вка, реш…тка
В) Ч…рный, пугающ..., овраж…к, с овощ…м
Г) Ш…рох, крыж…вник, ч…порный, конц…м
Д) Ш…пот, ж…лудь, копч…ный, щ…тка
Тема: Синонимы и антонимы
Определите, в каком варианте выделенные слова являются синонимами
А) Шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах по сторонам полотна
Б) В крупной листве каштанов стояли белые шишки цветов, их аромат мешался с запахом розы…
В) Пушинки летят медленно и разлетаются во все стороны
Г) Летят из Гремяча все чайки разом, как в хорошей сказке птицы…
Д) Я начал читать... Прежде всего я прочёл сказку о стойком оловянном солдатике…
Тема: Лексика
Найдите однозначное слово
А) Мотоцикл
Б) Земля
В) Аппарат
Г) Спокойный
Д) Барабанить
Тема: Род имен существительных
Какие существительные вообще не имеют рода?
А) Плащи, платки
Б) Сироты, плаксы
В) Ночи, вещи
Г) Счеты, весы
Д) Ножи, вилки
Тема: Глаголы
В каком предложении нельзя однозначно определить вид глагола?
А) Он всегда телеграфировал домой, и его приезд не был неожиданностью
Б) Большое это удовольствие — жить на земле. (М. Горький)
В) Начальник разъезда телеграфирует о повреждении пути
Г) Потом я пробовал заняться лечением перебродских жителей. (А. Куприн)
Д) Мне необходимо поговорить с вами... (А. Чехов)
Тема: Деепричастия (деепричастные обороты)
От каких глаголов нельзя образовать деепричастия?
А) Блестеть, сверкать
Б) Хранить, бранить
В) Видеть, слышать
Г) Печь, стеречь
Д) Гудеть, свистеть
Тема: Наречия
С каким из глаголов нельзя употребить наречие кратко?
А) Ответить
Б) Изобразить
В) Изложить
Г) Рассказать
Д) Остановиться
Тема: Числительные и местоимения
В каком предложении сочетание числительного с существительным не отвечает литературной норме?
А) На полке не хватает четырёх книг
Б) Семья Зиненков состояла из отца, матери и пятерых дочерей. (А. Куприн)
В) И в столовой сегодня поутру два каких-то коротеньких человека ели семгу. (Н. Гоголь)
Г) Тотчас же выскочили четверо парней, схватили его, раздели... (Н. Помяловский)
Д) Тут я нашел двенадцать казаков, спящих один возле другого. (А. Пушкин)
Тема: Фразеологизмы (фразеологические обороты)
Найдите «лишний» фразеологический оборот
А) Под боком
Б) За тридевять земель
В) Рукой подать
Г) В двух шагах
Д) Под самым носом
Тема: Фонетика
В каких словах буква Е не обозначает мягкости предшествующего согласного?
А) Темнота, зелень, месть, нежный
Б) Семь, доделать, борьбе, морем
В) Шествие, жертва, блюдце, шоссе
Г) Гений, бревно, доверие, дети
Д) Герб, брешь, кепка, ферма
Тема: Мягкий знак
Укажите вариант, в словах которого отсутствует мягкий знак Ь после шипящих
А) Настеж..., лиш..., поплач.., прилеч...
Б) Проч..., мощ..., поёш..., по-медвеж…и
В) Из-за туч..., похож..., плащ..., уж...
Г) Доч..., суш..., отреж..., пишеш...
Д) Дрож..., лиш..., жеч..., наотмаш...
Тема: Наречия
Укажите случаи раздельного написания наречий
А) (Из)давна, (на)зубок, (в)ручную, (до)поздна
Б) (В)плотную, (С)наружи, (на)прокат, (С)позаранку
В) (В)брод, (за)ново, (С)права, (на)вынос
Г) (С)плеча, (в)дребезги, (на)смарку, (по)боку
Д) (На)корточках, (до)отказа, (по)памяти, (в)сердцах
2.1.1 Критерии оценки
Критерии оценивания по тестовым заданиям:
Оценка за тестирование абитуриентов производится по 100-балльной системе.
- 80-100 баллов — правильное выполнение 18-20-ти тем тестового задания;
- 61-79 баллов — правильное выполнение 14-17-ти тем тестового задания;
- 50-60 баллов — правильное выполнение 10-13-ти тем тестового задания;
- менее 50 баллов — правильное выполнение менее 10-ти тем тестового задания.
Абитуриент, набравший менее 50 баллов, получает оценку «не зачтено» и во втором этапе вступительного испытания не учувствует.
2.2. Характеристика заданий по общей физической подготовке
2.2.1. Подтягивание на перекладине
Подтягивание выполняется из исходного положения висе с хватом сверху на перекладине. Выполнением считается момент подтягивания, когда подбородок выходит выше точки хвата. Темп выполнения средний. Запрещаются сгибание в тазобедренном суставе. Перехваты руками, остановки.
2.2.2. Прыжок в длину с места
Прыжок в длину с места выполняется одновременным отталкиванием двумя ногами от контрольной линии со взмахом рук. Длина лучшего прыжка с трех попыток измеряется с точностью до 1 см от контрольной линии до ближайшей точки касания пола любой частью тела. Прыжок не засчитывается при заступе за контрольную линию, предварительной поддержке перед прыжком, отталкивании одной ногой перед прыжком, выполнении прыжка без команды судьи.
2.2.3. Тестирование Гибкости
Испытуемый стоит на гимнастической скамейке в основной стойке. Затем, не сгибая ног, плавно наклоняется вперед-вниз до предела, проталкивая пальцами рук фиксатор размеченной через 1 см планки. Выявляется гибкость (подвижность) в тазобедренном суставе.
2.2.4. Отжимание от пола (сгибание и разгибание рук)
Выполняется из положения лежа. Исходное положение — лежа, упор прямыми руками в пол. По команде участник сгибает локти и опускает корпус параллельно полу, сохраняет прямую линию тела. Локти образуют угол 45 градусов.
Результат оценивается по таблице.
2.2.5. Критерии оценки
№/№ | 15-17 | 18-30 | |||
пол | ю | д | м | ж | |
1. | Подтягивание на перекладине Отжимание от пола (сгибание и разгибание рук) | + - | - + | + - | - + |
2. | Прыжок в длину с места (см) | + | + | + | + |
3. | Тестирование гибкости | + | + | + | + |
Упражнения / Балы | Мальчики 15-17 | Девочки 15-17 | ||||
Прыжки в длину с места, см | 220 | 210 | 190 | 185 | 170 | 160 |
Подтягивание на перекладине | 12 | 10 | 7 | - | ||
Отжимания в упоре лежа | - | 20 | 15 | 10 | ||
Наклон вперед из положения стоя, см | 14 | 12 | 7 | 22 | 18 | 13 |
Упражнения / Балы | Юноши 18-30 | Девушки 18-30 | ||||
Прыжки в длину с места, см | 230 | 220 | 200 | 185 | 170 | 155 |
Подтягивание на перекладине | 14 | 11 | 8 | - | ||
Отжимания в упоре лежа | - | 20 | 15 | 10 | ||
Наклон вперед из положения стоя, см | 15 | 13 | 8 | 24 | 20 | 13 |
Результаты вступительных испытаний оцениваются по зачетной системе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Успешное прохождение вступительных испытаний подтверждает наличие у поступающих определенных физических качеств, необходимых для обучения по соответствующим образовательным программам.
Абитуриенты, имеющие золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», вступительные испытания не проходят, при предъявлении ксерокопии соответствующего документа. Им засчитываются максимальные баллы, которые можно получить при прохождении вступительного испытания.
Абитуриенты, имеющие спортивное звание, мастер спорта России (МС) или спортивный разряд кандидат в мастера спорта (КМС) вступительные испытания не проходят, при предъявлении ксерокопии соответствующего документа. Им засчитываются максимальные баллы, которые можно получить при прохождении вступительного испытания.
3. Правила проведения испытания
3.1. Дата и время проведения вступительного испытания (а также при необходимости консультации) определяются расписанием вступительных испытаний, которое утверждается председателем приемной комиссии.
Перед началом вступительного испытания организуется проведение консультации для абитуриентов по содержанию программы вступительного испытания, критериям оценки, предъявляемым требованиям, правилам поведения на испытании.
На выполнение теста отводится 30 мин.
Во время проведения вступительного испытания поступающие должны соблюдать следующие правила поведения:
- соблюдать тишину;
- работать самостоятельно;
- не использовать какие-либо справочные материалы (учебники, учебные пособия,
- справочники, любого вида записи, электронные средства запоминания и хранения информации, и т. п.);
- не использовать средства оперативной связи;
- не покидать рабочее место более чем на 5 минут.
За нарушение поступающим правил поведения на испытании испытание для этого поступающего может быть прекращено с проставлением неудовлетворительной оценки.
Результаты вступительного испытания объявляются в этот же день после проведения тестового задания.
3.2. Для проведения второго этапа вступительного испытания формируются группы поступающих.
Вступительное испытание по физической культуре проводится в два этапа. На первом этапе абитуриент выполняет легкоатлетические нормативы, направленные на выявление уровня быстроты, скоростной силы и выносливости. На втором этапе выполняют гимнастические упражнения, ориентированные на выявление уровня силы, гибкости, ловкости.
Испытания по гимнастике организуются и проводятся в спортивном зале, по легкой атлетике — на стадионе.
В день вступительного испытания поступающий обязан:
- иметь при себе паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, экзаменационный лист (выдается при подаче документов в приемную комиссию), спортивную форму и сменную спортивную обувь.
Во время проведения вступительного испытания абитуриенты должны соблюдать следующие правила:
- соблюдать тишину;
- соблюдать технику безопасности при выполнении упражнений;
- своевременно проводить разминку, а также являться по требованию членов комиссии к месту сдачи норматива.
Запрещено:
- использовать какое-либо оборудование без указания членов комиссии;
- покидать пределы территории, которая установлена приемной комиссией для проведения вступительного испытания.
За нарушение правил поведения поступающий может быть удален со вступительного испытания с соответствующей записью в протоколе вступительного испытания и проставлением результата «Не зачтено» в экзаменационном листе.
Результаты вступительного испытания объявляются на следующий день после его проведения.