назад
Вступительные испытания 44.02.01 «Дошкольное образование» и 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Программа вступительного испытания 
профессиональной направленности по пециальностям 
среднего профессионального образования 
44.02.01 «Дошкольное образование», 
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Программа вступительного испытания по русскому языку предназначена для поступающих на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (далее — СПО) в Автономную некоммерческую профессиональную образовательную организацию «Сургутский институт экономики, управления и права» по направлению подготовки 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

Вступительное испытание является процедурой конкурсного отбора и условием приёма на обучение по образовательным программам СПО. Содержание программы профессионального испытания «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Программавступительногоиспытанияразработананаоснове:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 5 декабря 2022 г.)
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 августа 2022 г. № 762;
  • Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 457 (ред. от 20 октября 2022 г.);
  • федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 августа 2022 г. № 743;
  • Перечнем вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия 3 определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 1422;
  • письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 декабря 2000 г. № 16-51-331ин/16-13 «О рекомендациях по организации деятельности приемных, предметных экзаменационных и апелляционных комиссий образовательных учреждений среднего профессионального образования.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

Цель — выявить базовый уровень практической подготовленности, необходимый будущему специалисту для успешного освоения и выполнения профессионально-педагогической деятельности.

Задачи:

  1. Определить уровень теоретической и практической подготовленности абитуриентов по русскому языку как предпосылки для освоения дисциплин профессионального цикла программы СПО по выбранному направлению подготовки.
  2. Произвести отбор поступающих, обладающих необходимым уровнем теоретических знаний и практических умений, позволяющих оптимально и эффективно осваивать дисциплины профессионального цикла программы СПО по выбранному направлению подготовки.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

Общие подходы к организации вступительных испытаний

Педагогические профессии — «воспитатель детей дошкольного возраста», «учитель начальных классов» относится к профессиям социального типа, в центре внимания которых находится Человек. Для данного типа профессий требуются устойчивая мотивация на работу с детьми, потребность в общении, эмпатия, способность понимать намерения, поведение, настроение других людей, разбираться во взаимоотношениях, организаторские и коммуникативные способности. В связи с этим необходим отбор поступающих, выявление наличия определенных психологических качеств, характерологических особенностей личности, предрасположенности к работе с детьми.

Областью профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу СПО 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании» являются обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы. Видом профессиональной деятельности будущих выпускников определена педагогическая деятельность.

Вступительные испытания проводятся с целью выявления готовности поступающих осваивать основную образовательную программу СПО по педагогической специальности: 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

Для организации и проведения вступительных испытаний при приеме на обучение создается экзаменационная комиссии.

Вступительные испытания для поступающих для освоения программ педагогической направленности на базе основного общего образования и среднего общего образования в форме тестирования и в устной форме, в виде собеседования.

Для проведения вступительных испытаний формируются экзаменационные группы абитуриентов. Расписание вступительных испытаний утверждается председателем приемной комиссии и доводится до сведения абитуриентов (помещается на информационном стенде приемной комиссии) не позднее чем за 10 дней до начала вступительных испытаний.

Тестирование абитуриентов на вступительных испытаниях проводятся экзаменаторами, назначаемыми из числа членов предметной экзаменационной комиссии.

Собеседование у каждого абитуриента принимается не менее чем двумя экзаменаторами. Опрос одного абитуриента продолжается, как правило, до 10 минут. Процедура собеседования оформляется протоколом, в котором фиксируются все вопросы экзаменаторов.

Оценка результатов вступительных испытаний осуществляется по балльной системе, включающей критерии оценивания, определяемой правилами приема и данной программой вступительных испытаний.

Общие результаты тестирования объявляются в день его проведения или на следующий день. Успешное прохождение вступительных испытаний подтверждает наличие у поступающих определенных творческих способностей, психологических качеств, необходимых для обучения по соответствующей образовательной программе 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

Лица, опоздавшие на вступительные испытания, допускаются к сдаче вступительных испытаний только с разрешения ответственного секретаря приемной комиссии или его заместителя. Лица, не явившиеся на вступительные испытания по уважительной причине, подтвержденной документально, допускаются к сдаче пропущенных вступительных испытаний в параллельных группах или индивидуально по разрешению председателя (заместителя председателя, ответственного секретаря) приемной комиссии в пределах установленных сроков проведения вступительных испытаний.

Абитуриенты, не явившиеся на вступительное испытание без уважительных причин, получившие неудовлетворительную оценку, а также забравшие документы по собственному желанию в период проведения вступительных испытаний, к дальнейшим испытаниям не допускаются и не участвуют в конкурсе.

Абитуриенты, забравшие документы по собственному желанию после окончания вступительных испытаний до подведения итогов конкурса, не участвуют в конкурсе. Повторная сдача вступительного испытания при получении неудовлетворительной оценки или с целью улучшения оценки не допускается.

Вступительное испытание проводится в форме тестирования и собеседования. К каждому тестовому вопросу предложены пять вариантов ответа, из которых только один верный.

Количество тестовых заданий в одном варианте должно составлять не менее пятнадцати. Общая продолжительность вступительного испытания зависит от количества тестовых заданий и составляет 3-5 минут на одно задание. Длительность выполнения теста 30 минут.

Результаты вступительного испытания для поступления на программу 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании» оцениваются по 100-бальной шкале.

Собеседование направлено на определение наличия у поступающих на педагогическую специальность мотивированного выбора профессии, активной гражданской позиции, склонностей и способностей к работе с детьми, первичного опыта участия в социально-значимой деятельности.

Собеседование проходит по вопросам в соответствии с Приложением 1.

Собеседование позволяет оценить уровень и культуру устной речи поступающего.

Общее количество баллов, набранных поступающим определяется путем суммирования итоговых баллов освоения поступающим образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленном поступающим документе об образовании и (или) документе об образовании и квалификации, баллов полученных на вступительных испытаниях, представленных результатов индивидуальных достижений и (или) целевого договора (при наличии) (Приложение 3).

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ

1. Тема: Орфография

Найдите «лишний» вариант

  1. Откл...ниться от темы
  2. Низкий покл...н
  3. Привык кл...няться
  4. Успел накл...ниться
  5. Вежливо покл...ниться

2. Тема: Суффиксы

В основе каких слов пишется одна буква Н?

  1. Стекля...ый, негада...ый, испуга...ый, чугу...ый
  2. Тигри...ый, песча...ый, построе..., непуга...ый
  3. Моното...ый, бесчисле...ый, слома...ый, нечая...ый
  4. Нежда...ый, редакцио...ый, клюкве...ый, каме...ый
  5. Вибрацио...ый, недюжи...ый, ши...ый, записа...ый

3. Тема: Приставки

Определите значение приставки при- в словах:

приехать, прибрести, приплестись

  1. Пространственной близости, смежности
  2. Прибавления
  3. Присоединения
  4. Приближения
  5. Неполной, слабой меры действия

4. Тема: Орфография

В каких словах после шипящих и Ц пишется буква О?

  1. Ш...голь, деш...вка, береж...т, ч...лн
  2. Ж...сткий, ранц...в, беч...вка, реш...тка
  3. Ч...рный, пугающ..., овраж...к, с овощ...м
  4. Ш...рох, крыж...вник, ч...порный, конц...м
  5. Ш...пот, ж...лудь, копч...ный, щ...тка

5. Тема: Синонимы и антонимы

Определите, в каком варианте выделенные слова являются синонимами

  1. Шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах по сторонам полотна
  2. В крупной листве каштанов стояли белые шишки цветов, их аромат мешался с запахом розы..
  3. Пушинки летят медленно и разлетаются во все стороны
  4. Летят из Гремяча все чайки разом, как в хорошей сказке птицы..
  5. Я начал читать... Прежде всего я прочёл сказку о стойком оловянном солдатике..

6. Тема: Лексика

Найдите однозначное слово

  1. Мотоцикл
  2. Земля
  3. Аппарат
  4. Спокойный
  5. Барабанить

7. Тема: Род имен существительных

Какие существительные вообще не имеют рода?

  1. Плащи, платки
  2. Сироты, плаксы
  3. Ночи, вещи
  4. Счеты, весы
  5. Ножи, вилки

8. Тема: Глаголы

В каком предложении нельзя однозначно определить вид глагола?

  1. Он всегда телеграфировал домой, и его приезд не был неожиданностью
  2. Большое это удовольствие — жить на земле. (М. Горький)
  3. Начальник разъезда телеграфирует о повреждении пути
  4. Потом я пробовал заняться лечением перебродских жителей. (А. Куприн)
  5. Мне необходимо поговорить с вами... (А. Чехов)

9. Тема: Деепричастия (деепричастные обороты)

0т каких глаголов нельзя образовать деепричастия?

  1. Блестеть, сверкать
  2. Хранить, бранить
  3. Видеть, слышать
  4. Печь, стеречь
  5. Гудеть, свистеть

10. Тема: Наречия

С каким из глаголов нельзя употребить наречие кратко?

  1. Ответить
  2. Изобразить
  3. Изложить
  4. Рассказать
  5. Остановиться

11. Тема: Числительные и местоимения

В каком предложении сочетание числительного с существительным не отвечает литературной норме?

  1. На полке не хватает четырёх книг
  2. Семья Зиненков состояла из отца, матери и пятерых дочерей. (А. Куприн)
  3. И в столовой сегодня поутру два каких-то коротеньких человека ели семгу. (Н. Гоголь)
  4. Тотчас же выскочили четверо парней, схватили его, раздели... (Н. Помяловский)
  5. Тут я нашел двенадцать казаков, спящих один возле другого. (А. Пушкин)

12. Тема: Фразеологизмы (фразеологические обороты)

Найдите «лишний» фразеологический оборот

  1. Под боком
  2. За тридевять земель
  3. Рукой подать
  4. В двух шагах
  5. Под самым носом

13. Тема: Фонетика

В каких словах буква Е не обозначает мягкости предшествующего согласного?

  1. Темнота, зелень, месть, нежный
  2. Семь, доделать, борьбе, морем
  3. Шествие, жертва, блюдце, шоссе
  4. Гений, бревно, доверие, дети
  5. Герб, брешь, кепка, ферма

14. Тема: Мягкий знак

Укажите вариант, в словах которого отсутствует мягкий знак Ь после шипящих

  1. Настеж..., лиш..., поплач.., прилеч...
  2. Проч..., мощ..., поёш..., по-медвеж…и
  3. Из-за туч..., похож..., плащ..., уж...
  4. Доч..., суш..., отреж..., пишеш...
  5. Дрож..., лиш..., жеч..., наотмаш...

15. Тема: Наречия

Укажите случаи раздельного написания наречий

  1. (Из)давна, (на)зубок, (в)ручную, (до)поздна
  2. (В)плотную, (с)наружи, (на)прокат, (с)позаранку
  3. (В)брод, (за)ново, права, (на)вынос
  4. (с)плеча, (в)дребезги, (на)смарку, (по)боку
  5. (На)корточках, (до)отказа, (по)памяти, (в)сердцах

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО УСТАНОВЛЕННОЙ ШКАЛЕ В СЛУЧАЕ УСПЕШНОГО И НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

Критерии оценивания по тестовым заданиям:

  • Оценка за тестирование абитуриентов производится по 100-балльной системе.
    • «5» — 100 баллов — правильное выполнение 13-15-ти тем тестового задания;
    • «4» — 70 баллов — правильное выполнение 9-12-ти тем тестового задания;
    • «3» — 50 баллов — правильное выполнение 8-ми тем тестового задания;
    • «2» — менее 50 баллов — правильное выполнение менее 8-ми тем тестового задания.
  • Абитуриент, набравший менее 50 баллов, получает оценку «неудовлетворительно» и считается непрошедшим вступительные испытания.

Вопросы для собеседования:

Блок 1. Общие сведения об абитуриенте

  1. С какой целью Вы идете учиться на педагогическую специальность? Обоснуйте.
  2. Назовите Ваши самые главные профессионально личностные качества.
  3. Есть ли у Вас какие-либо заболевания? Как часто болеете? Расскажите о Вашем режиме дня?
  4. Чем Вы увлекаетесь? Связаны ли Ваши увлечения с будущей профессиональной деятельностью?
  5. Расскажите о Ваших наиболее значимых успехах (Победы и призовые места в школьных, городских, региональных, всероссийских и международных олимпиадах, чемпионатах, конкурсах, наличие у поступающего Знака отличия ГТО, полученного не раньше последнего года обучения в школе за сдачу нормативов в своей возрастной группе).

Блок 2. Общекультурный уровень и кругозор

  1. Каким видом спорта Вы занимаетесь? Ваши достижения в избранном виде спорта?
  2. Что такое города-герои? Назовите несколько городов-героев.
  3. Назовите имя и фамилию человека, основавшего город Сургут? Что Вы можете о нем еще рассказать?
  4. Что обозначает название города Сургута?
  5. Назовите 3 Ваших любимых произведения русской художественной литературы.

Блок 3. Креативные способности абитуриента

  1. Педагогическую профессию считают творческой. Почему?
  2. Вы приготовили интересную презентацию к уроку (занятию), но она не включилась. Что будете делать?
  3. Задание: придумать предложение из четырёх слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К.
  4. Назовите пять прилагательных, которыми вы можете описать себя.
  5. Расскажите о Вашем первичном опыте участия в организационно- педагогической деятельности (участии в работе педагогического класса (при наличии), в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах и чемпионатах по педагогическим компетенциям, в волонтерском движении, в Российском движении школьников и т. п.).

Критерии оценки собеседования:

  • За каждый ответ выставляется оценка по пятибалльной системе.
  • Максимальное количество баллов за собеседование — 75 баллов.

Оценка «5» («отлично»)

Поступающий логично и уверенно обосновывает выбор педагогической профессии, приводит убедительные аргументы. Последовательно и содержательно отвечает на вопросы и демонстрирует представления о будущей профессии; умело использует знания школьной программы по истории, литературе, русскому языку, демонстрирует кругозор. Держится уверенно, свободно размышляет о будущей педагогической деятельности и ее предназначении. Опирается на личный опыт участия в общественно- значимой, волонтерской деятельности, творческих конкурсах и предметных олимпиадах. Свободно отвечает на вопросы, подключается к диалогу, использует современные научные данные.

Оценка «4» («хорошо»)

Поступающий определяет причины своего профессионального выбора, излагает материал грамотным языком. В ходе выступления демонстрирует собственные представления о педагогической профессии, размышляет на темы будущей педагогической деятельности и карьеры. В ходе ответов на вопросы допускаются незначительные пробелы, неточности в понимании роли и места педагогической профессии и педагога. Свободно оперирует знаниями в пределах школьной программы. Демонстрирует опыт участия в общественной, волонтерской деятельности. Отвечает на вопросы и свободно устраняет замечания по отдельным аспектам.

Оценка «3» («удовлетворительно»)

Поступающий недостаточно убедительно приводит аргументы выбора педагогической профессии, логика ответа нарушена, последовательность и смысл речи не всегда понятны. Представления о будущей профессиональной деятельности, ее ценностях и смысле размыты, не конкретны. Не способен достаточно полно ответить на предлагаемые вопросы. Имеет ограниченный опыт участия в олимпиадах, конкурсах, общественно-полезной деятельности. При ответах проявляет неуверенность. Речь недостаточно выразительна.

Оценка «2» («неудовлетворительно»)

Поступающий затрудняется назвать причины своего профессионального выбора, демонстрирует отсутствие интереса к будущей педагогической деятельности. В ходе ответов на вопросы допускает принципиальные грубые ошибки по предметам истории, литературы, русского языка. Не понимает смысла деятельности педагога, не может привести примеры из школьной практики и связно изложить свои мысли по заданной теме.

4. ПРОЦЕДУРА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

Дата и время проведения вступительного испытания (а также при необходимости консультации) определяются расписанием вступительных испытаний, которое утверждается председателем приемной комиссии.

Перед началом вступительного испытания организуется проведение консультации для абитуриентов по содержанию программы вступительного испытания, критериям оценки, предъявляемым требованиям, правилам поведения на испытании.

На выполнение теста отводится 30 мин.

Во время проведения вступительного испытания поступающие должны соблюдать следующие правила поведения:

  • соблюдать тишину;
  • работать самостоятельно;
  • не использовать какие-либо справочные материалы (учебники, учебные пособия, справочники, любого вида записи, электронные средства запоминания и хранения информации, и т. п.);
  • не использовать средства оперативной связи;
  • не покидать рабочее место более чем на 5 минут.

За нарушение поступающим правил поведения на испытании — испытание для этого поступающего может быть прекращено с проставлением неудовлетворительной оценки.

Результаты вступительного испытания объявляются на следующий день после его проведения.

5. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ

  1. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. — М.: Айрис-Пресс, 2015. — 368 с. 11
  2. Розенталь, Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. — М.: Айрис-Пресс, 2018. — 254 с.
  3. Русский язык. 10-11 класс. — Учебник / под ред. Грекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А., 2016.
  4. http://rusgram. narod. ru
  5. http://www. gramota. ru
  6. http://www. slovari. ru