Программа дополнительного вступительного испытания
профессиональной направленности
на специальность среднего профессионального образования
49.02.01 «Физическая культура»
1. Общие положения
Программа вступительных испытаний предназначена для поступающих в АНПОО «Сургутский институт экономики, управления и права» по специальности 49.02.01 «Физическая культура».
Вступительные испытания по предмету 49.02.01 «Физическая культура» проводятся в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которым вступительные испытания при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям, требующим наличия у поступающих определенных теоретических и практических навыков и умений, и Правилами приема в АНПОО «Сургутский институт экономики, управления и права» на базе основного общего образования по специальности 49.02.01 Физическая культура.
Программа вступительных испытаний по предмету «Физическая культура» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, обязательных при реализации предметной области «Физическая культура» образовательными учреждениями, имеющим государственную аккредитацию.
Целью проведения вступительного испытания является определение практической подготовленности и теоретических знаний в области физическая культура у абитуриента к выполнению профессиональных задач, соответствующих его квалификации.
2. Содержание программы вступительных испытаний
2.1. Устное собеседование.
2.1.1. Темы для подготовки:
- Понятия физической культуры и спорта (Спорт, Физическая культура, Физическое упражнение, Активный отдых, Физическое развитие, Физическая подготовка (общая и специальная), Физическая культура и личность, Физическая культура и общество, Функции физической культуры)
- Физические качества и физическая подготовка человека (понятия: сила, выносливость, быстрота, гибкость, координационные способности (ловкость) — как физические качества, упражнения, с помощью которых можно развивать эти качества, тестовые упражнения для оценки развития этих качеств)
- Формы занятий физическими упражнениями в общеобразовательных организациях (урочные: урок в школе, спортивный час группы продленного дня, спортивная тренировка, занятие под руководством инструктора; самостоятельные: утренняя гимнастика, рекреативные подвижные и спортивные игры, самостоятельные занятия физическими упражнениями (плавание, катание на лыжах, велосипедах, роликовых коньках), физкультминутки и физкультпаузы, прогулки, походы; массовые: активные перемены, спортивные праздники, спортивные соревнования, Дни здоровья, физкультурные досуги)
Разделы программы предмета Физическая культура в общеобразовательных организациях (школе):
- Легкая атлетика: содержание раздела, безопасность при проведении занятий; Гимнастика с элементами акробатики: содержание раздела, безопасность при проведении занятий; Спортивные игры: содержание раздела, правила спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол — обязательно; стритбол, флорбол, лапта, городки, сквош, гандбол — по выбору); безопасность при проведении занятий; Лыжная подготовка: содержание раздела, безопасность при проведении занятий; Плавание: содержание раздела, безопасность при проведении занятий; Подвижные игры: правила и условия проведения; Туризм: содержание раздела, безопасность при проведении занятий
- Примеры упражнений, выполняемые на спортивном оборудовании (шведская стенка, канат, перекладина, гимнастическая скамейка) и со спортивным инвентарем (гимнастическая скакалка, гимнастическая палка, обруч, мячи (игровые, набивные, фитбол-мяч), гантели, гири, жгуты, эспандеры).
- Здоровый образ жизни (понятие, содержание ЗОЖ; дневник самоконтроля; способы закаливания и требования к проведению закаливающих процедур; формирование осанки и свода стопы (предотвращение плоскостопия), профилактика нарушений зрения; вредные привычки, полезные привычки, режим дня; требования к питанию, контроль здоровья).
Результат оценивается по таблице № 1.
2.1.2. Поступающий на этап устного собеседования приносит свое индивидуальное портфолио (спортивная классификация, участие в соревнованиях, участие в конгрессах, олимпиадах, конференциях — учитывается и оценивается всё за последние 3 года).
2.2. Вступительное испытание по общей физической подготовленности (ОФП), включает в себя выполнение нормативных требований основных разделов школьной программы по физической культуре и проводиться в один день.
К сдаче ОФП, допускаются абитуриенты, предоставившие в день вступительных испытаний справку допуск о занятиях физической культурой, спортом, сдачи норм ГТО и т. д.
Результаты вступительного испытания оцениваются по зачетной системе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», согласно возрасту испытуемого.
Программу вступительного испытания составляют контрольные упражнения, позволяющие определить уровень физической подготовленности и развития двигательных качеств поступающего.
Подтягивание на перекладине
Подтягивание выполняется из исходного положения висе с хватом сверху на перекладине. Выполнением считается момент подтягивания, когда подбородок выходит выше точки хвата. Темп выполнения средний. Запрещаются сгибание в тазобедренном суставе. Перехваты руками, остановки.
Прыжок в длину с места
Прыжок в длину с места выполняется одновременным отталкиванием двумя ногами от контрольной линии со взмахом рук. Длина лучшего прыжка с трех попыток измеряется с точностью до 1 см от контрольной линии до ближайшей точки касания пола любой частью тела. Прыжок не засчитывается при заступе за контрольную линию, предварительной поддержке перед прыжком, отталкивании одной ногой перед прыжком, выполнении прыжка без команды судьи.
Тестирование гибкости
Испытуемый стоит на гимнастической скамейке в основной стойке. Затем, не сгибая ног, плавно наклоняется вперед-вниз до предела, проталкивая пальцами рук фиксатор размеченной через 1 см планки. Выявляется гибкость (подвижность) в тазобедренном суставе.
Отжимание от пола (сгибание и разгибание рук)
Выполняется из положения лежа. И. п. — лежа, упор прямыми руками в пол. По команде участник сгибает локти и опускает корпус параллельно полу, сохраняет прямую линию тела. Локти образуют угол 45 градусов.
Результат оценивается по таблице № 2.
2.3. Абитуриенты, имеющие золотой, серебряный, бронзовый знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», при предъявлении ксерокопии соответствующего документа, получают дополнительные 10 баллов при поступлении, на этапе устное собеседование.
Абитуриенты, имеющие спортивное звание, мастер спорта России (МС) или спортивный разряд кандидат в мастера спорта (КМС), при предъявлении ксерокопии соответствующего документа, получают дополнительные 10 баллов при поступлении, на этапе устное собеседование.
3. Критерии оценивания
Критерии и шкала оценивания результатов устного собеседования (максимальное количество баллов — 35) (см. Таблица 1):
Таблица 1
Количество баллов | Критерии оценки |
30-35 баллов | Выставляется абитуриенту, который на теоретические вопросы глубоко, последовательно, содержательно, полно, правильно и осмысленно выстраивает свой ответ; умело использует знания основной и дополнительной литературы, отлично устанавливает внутрипредметные и межпредметные связи. Во время ответа абитуриент держится уверенно, свободно оперирует знаниями. При дополнительных вопросах комиссии абитуриент способен свободно вести диалог, пользуясь современными научными данными. |
20-29 баллов | Выставляется абитуриенту, который полно раскрывает содержание материала в объеме; оперирует знаниями основной и дополнительной литературы, излагает материал грамотным языком; владеет понятийным аппаратом, принятым в теории физической культуры. при изложении материала абитуриентом допускаются незначительные пробелы, не искажающие содержание ответа на вопросы. При собеседовании абитуриент способен вести диалог, пользуясь современными научными данными и свободно устранять замечания по отдельным вопросам. |
10-19 баллов | Выставляется абитуриенту, который недостаточно логично, глубоко, последовательно и осмысленно выстраивает свой ответ. Абитуриент не способен достаточно полно ответить на предлагаемые вопросы в сфере физической культуры и спорта, не показывает достаточные знания по рекомендуемой литературе. При собеседовании абитуриент заменяет конкретные ответы рассуждением практически-бытового плана, а также допускает отдельные неточности в использовании научной терминологии. |
0-9 баллов | Выставляется абитуриенту, который допускает принципиальные, грубые ошибки в ответах на основные вопросы в области физической культуры и спорта; проявляет неуверенность и допускает неточности в ответах на дополнительные вопросы; на некоторые из вопросов не знает ответа; не понимает специальных терминов, не может привести примеры из практики и связно изложить основные мысли по заданному вопросу, нуждается во вспомогательных (наводящих) вопросах комиссии. |
Нормативы, критерии и шкала оценивания результатов сдачи ОФП (максимальное количество баллов — 45) (см. Таблица 2):
Таблица 2
№/№ | Возраст | 15-17 | 18-30 | ||
пол | ю | д | м | ж | |
1 | Подтягивание на перекладине Отжимание от пола (сгибание и разгибание рук) | + - | - + | + - | - + |
2 | Прыжок в длину с места (см) | + | + | + | + |
3 | Тестирование гибкости | + | + | + | + |
Упражнения / Балы | Мальчики 15-17 | Девочки 15-17 | ||||
15 | 10 | 5 | 15 | 10 | 5 | |
Прыжки в длину с места, см | 220 | 210 | 190 | 185 | 170 | 160 |
Подтягивание на перекладине | 12 | 10 | 7 | - | ||
Отжимания в упоре лежа | - | 20 | 15 | 10 | ||
Наклон вперед из положения стоя, см | 14 | 12 | 7 | 22 | 18 | 13 |
Упражнения / Балы | Юноши 18-30 | Девушки 18-30 | ||||
Прыжки в длину с места, см | 230 | 220 | 200 | 185 | 170 | 155 |
Подтягивание на перекладине | 14 | 11 | 8 | - | ||
Отжимания в упоре лежа | - | 20 | 15 | 10 | ||
Наклон вперед из положения стоя, см | 15 | 13 | 8 | 24 | 20 | 13 |
Успешное прохождение вступительных испытаний подтверждает наличие у поступающих определенных физических качеств, а также знаний в области физической культуры и спорта, необходимых для обучения по соответствующим образовательным программам.
4. Правила проведения испытания
4.1. Для проведения вступительного испытания формируются группы поступающих.
4.2. Расписание вступительного испытания (группа, дата, время и место проведения вступительного испытания) утверждается председателем приемной комиссии.
4.3. Вступительное испытание по физической культуре проводится в два этапа в один день. На первом этапе абитуриенты проходят устное собеседование, направленные на выявление уровня теоретических знаний в области физической культуры и спорта. На втором этапе сдают упражнения ОФП, ориентированные на выявление уровня силы, гибкости, координации, ловкости.
4.4. Испытания по ОФП организуются и проводятся в спортивном зале, либо на спортивной площадке, в зависимости от погодных условий.
4.5. Для допуска к сдаче ОФП, абитуриент должен предоставить в день вступительных испытаний, справку о допуске к занятиям физической культурой, спортом, сдачи норм ГТО и т. д., в которой кроме разрешения\не разрешения обязательно должна быть указана группа здоровья:
На основании Приказа Минздрава № 514н от 2017 года для занятий физкультурой есть четыре группы, влияющие на допустимую нагрузку:
- основная — дети, не имеющих противопоказаний по здоровью, могут посещать занятия и делать упражнения в полном объеме, участвовать в соревнованиях, сдавать нормативы;
- подготовительная — дети с хроническими заболеваниями в ремиссии или ослабленным здоровьем, им рекомендуют ограниченные нагрузки с исключением некоторых видов активности;
- специальная «А» — получают школьники с серьезными патологиями, но им разрешают выполнение простых упражнений, иногда занятия проходят по программе адаптивной физкультуры;
- специальная «В» -— ее присваивают детям с тяжелыми заболеваниями, им рекомендуют занятия ЛФК в медучреждении.
Абитуриенты не предоставившие, данную справку к сдаче ОФП не допускаются.
4.6. В день вступительного испытания поступающий обязан:
- явиться за 30 минут до начала вступительного испытания;
- иметь при себе паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, справку о состоянии здоровья, экзаменационный лист (выдается при подаче документов в приемную комиссию), спортивную форму и сменную спортивную обувь.
4.7. Во время проведения вступительного испытания абитуриенты должны соблюдать следующие правила:
- соблюдать тишину;
- соблюдать технику безопасности при выполнении упражнений;
- своевременно проводить разминку, а также являться по требованию членов комиссии к месту сдачи норматива.
Запрещено:
- использовать какое-либо оборудование без указания членов комиссии;
- покидать пределы территории, которая установлена приемной комиссией для проведения вступительного испытания.
За нарушение правил поведения поступающий может быть удален со вступительного испытания с соответствующей записью в протоколе вступительного испытания и проставлением результата «Не зачтено» в экзаменационном листе.
4.8. Результаты вступительного испытания объявляются в день его проведения.